Библиотека
  "Шипение с неба"



Записка № 2, или "Запад есть Запад, Восток есть Восток"

    Здравствуйте!

    Говорят, что в "Мимино" была такая сцена – главные герои, армянин и грузин, заходят в лифт, там стоят два японца. Лифт поднимается, один японец поворачивается к другому и говорит – "Слушай, эти русские все на одно лицо". Непонятно почему, но эту сценку из фильма вырезали. А жаль…
      А говорить мы сегодня будем, если вы не поняли, о разнице культур. В том числе и о той разнице, которой на самом деле нет, которую кто-то когда-то выдумал и пустил в оборот, а мы подхватили и считаем фактом. Например? Да запросто! Мы нередко называем японцев, китайцев, корейцев … Как? … Правильно, узкоглазыми. А задумывались ли вы, насколько это соответствует истине? "А чего задумываться, ведь так оно и есть"? Нееее… Здесь нарисована индейская национальная изба, фигвам называется (все права защищены, фраза используется с дозволения автора – Шарика из Простоквашино). На самом деле глаза у них точно такие же как и у нас, просто чуть-чуть по-другому выглядит верхнее веко, оно немного больше нависает над глазным яблоком. Кстати, это заблуждение абсолютно одностороннее, сами японцы отнюдь не считают, что наши глаза отличаются, и не зовут нас "лупоглазыми".
      Часто люди с умным видом цитируют "Запад есть Запад, Восток есть Восток, И вместе им не сойтись", желая этим показать огромную непреодолимую пропасть между ними. И, как это бывает, слова, выдернутые из контекста, меняют свой смысл чуть ли не на противоположный. Ау! Ведь Киплинг далеко не это имел в виду! Давайте посмотрим, как звучит начало этой баллады поподробнее:

                     Oh, East is East and West is West, and never the twain shall meet,
                     Till Earth and Sky stand presently at God's great Judgement Seat;
                     But there is neither East nor West, Border, nor Breed, nor Birth,
                     When two strong men stand face to face, tho' they come from the ends of the earth!

                     О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
                     Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
                     Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
                     Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?
                                                                                                         (Перевод Е. Полонской)

                                                                           или

                     О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда,
                     Пока будут Небо с Землей таковы, какими их Бог создал.
                     Но Запада нет и Востока нет, нет наций, родов и преград,
                     Когда двое сильных и смелых мужчин друг другу в глаза глядят.
                                                                                                         (к сожалению, переводчика не знаю)

    Обратите внимание на третью и четвертую строки. Нет Востока, нет Запада, ничего нет и одновременно все едино. Восток, Запад, племя, род… все это мы создали сами. И эти преграды, изобретенные нами, стали сильнее нас самих. И действительно, не сойтись Западу и Востоку, не встретиться им, пока мы сами в это верим. Но "Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает" – это возможно. Потому что "сильный" – это не большой да мускулистый, это – "сильный духом". Потому что сильный не видит Запад или Восток, он просто видит другого человека, пусть чужого, пусть непонятного, пусть другого рода, но – человека.
    Вы можете считать, что Западу и Востоку не сойтись, вы можете думать, что нам их не понять. Вы можете интересоваться Востоком, изучать его, пытаться разложить все по полочкам. Это вам ничего не даст. В любом случае ваши внутренние стены останутся нетронутыми, вы просто пополните чулан ненужных знаний. И так будет, пока вы не заинтересуетесь человеком, а не Востоком или Западом, просто человеком. А человека нельзя понять только мозгами, его надо чувствовать. Наверняка встречались с такой ситуацией – говорите с человеком, он вроде и умный, и интересный, и вежливый… ан нет, все равно что-то в вас подсознательно не принимает его, хотите избавиться от его общества. Почему? Просто вы чувствуете… Или наоборот – сидит в компании рядом молчун мрачный, а вот даже помолчать рядом с ним приятно. Отчего? Просто вы чувствуете…
      Если вы будете пытаться понять, почему самураи делали харакири для спасения своей чести, у вас это не выйдет. Умом вы разберетесь, проанализируете это, разложите на атомы и сложите вновь в удобном для вас виде. Даже будете верить, что поняли, но это будет не так… А вот если представите себе, какой это стыд, что князь умер, а ты жив, что не сумел защитить его, что не оправдал доверие и его и своего клана. Какой это позор для воина – остаться никому не нужным и потерявшим честь на разоренной родной земле среди мертвых друзей. Все, что было ценного в жизни – потеряно безвозвратно. И единственный способ восстановить свою честь – гордо умереть. Вот тогда вы поймете его. Не умом, но сердцем.
     Я отнюдь не прошу вас отказаться от услуг разума, он – инструмент, который много помогает в познании. Я прошу использовать и чувства, и не давать уму зарываться и запихивать все в привычные рамки, которые мы сами себе и придумали.
     На этом и договоримся. От разума не отказываемся, но чувствуем; осторожны, но не видим только врага в незнакомом; пытаемся понять, но не втискиваем все в узкую клетку наших понятий и стереотипов.
     И не уподобляемся тем мудрецам, что никогда не видели слона. Им было очень интересно, что это такое, и не дождавшись утра, пошли в приехавший на гастроли цирк, где сторож позволил в темноте слона пощупать. Потом один заявил, что слон - это змея (он дотронулся до хобота), второй – что колонна (ему попалась нога), третий – что большая бочка (этому досталось брюхо). Четвертый же, который с ними не ходил по причине больных ног и душевной лени, послушав их, заявил, что это все вместе невозможно, стало быть – слона нет, не водится такая зверюга в природе. А утром в цирке было первое представление и довольные дети восхищенно махали руками при виде слона и весло смеялись, когда погонщик согласился покатать их на нем.
     Да, кстати, обратите внимание на окончание "Баллады о Востоке и Западе":

                     И двое вернулись в форт Букло, откуда приехал один.
                     Но чуть подскакали к казармам они, двадцать сабель блеснуло в упор,
                     И каждый был рад обагрить клинок кровью жителя гор...
                     "Назад, - закричал полковничий сын, - назад и оружие прочь!
                     Я прошлою ночью за вором гнался, я друга привел в эту ночь".

    Встретились Восток и Запад, сошлись-таки… (И вообще – читайте Киплинга. Особенно если интересуетесь БИ. Киплинг – это квинтэссенция гордости, силы духа и этакой "первобытной" чести, гораздо более честной, чем наша с вами. А также не забудьте про Гумилева.)

    А мы вернемся к культуре Востока. Есть еще один повод, почему самурай с улыбкой на лице делает сэппуку (синоним харакири). Он верит, что на этом не все заканчивается. Этот воин знает, что это не первая его жизнь, и не последняя. Так что его жертва не столь велика, как кажется европейцу. Для него это примерно как для нас переехать в другой город, бросить дом, работу, все… но ведь жизнь продолжается. И у него это всего лишь этап, со смертью тела жизнь души не прекращается. Более того – он считает, что по закону кармы он в следующей жизни будет отвечать за все свои нынешние грехи. И уверен, что позор трусости – больший грех, чем самоубийство. То есть, сделав харакири, он облегчает себе следующую жизнь.
    Почему викинги были так яростны в бою? Они верили, что только смерть на поле боя приведет их в Валгаллу. Отчего мусульманские "воины Аллаха" так мало ценят свою жизнь? Они считают, что смерть во имя бога и пророка - путь прямиком в рай. Почему крестоносцы так верили в свою правоту и победу? Их благословил Папа Римский. Как видите, в этом самураи не так сильно отличились, если покопаться – аналоги есть и в других местах планеты. (Почему Данила в "Брате" в обоих частях всех "сделал"? За ним была правда! :-)
    Запад отличается слишком большой категоричностью. Мы привыкли все делить на белое и черное, на добро и зло, на "наших" и "чужих". Восток не столь жестко логичен и более интуитивен. Восток любит полутона, не черное и белое, а оттенки серого, даже более – весь спектр радуги. Запад анализирует, он раскладывает танец на движения, Восток же просто наслаждается движением. Запад порывист и резок, Восток плавен и даже где-то медлителен. Они – противоположности, но противоположности не только борются, они еще и дополняют друг друга. И каждый человек – это смесь Востока и Запада, вопрос только в пропорциях. А раз в вас есть хоть частица Востока – то он вам не чужд. И раз в вас пропорции эти не такие, как в другом – каждый из нас уникален. То есть нет ни Востока, ни Запада – есть люди, человеки.
    Это как символ "Инь-Ян". Практически все его знают. Темное и белое в вечном круге.
    Но даже этот символ, одну из краеугольных вещей философии Дальнего Востока, западный двухмерный аналитический ум умудрился извратить, сами основополагающие понятия Инь и Ян. А затем, базируясь на своем ложном понимании этого, стали далее изучать Восток. И извратив многое, решили, что теперь все поняли. А решив что поняли, начали такое городить, что аж диву даешься…
               Инь – это тьма, ночь, земля, смерть, подсознательное, пассивность, женщина;
               Ян - это свет, день, небо, жизнь, разум, активность, мужчина.

    Это основы. Из них умудрились сделать вывод, что мужчина – существо светлое, активное и в душе доброе, а женщина, соответственно – наоборот. Некоторые в этом нашли подтверждение своим мыслям о мужском превосходстве, иные – сделали отсюда вывод, что в Китае женщина вообще человеком не считалась, третьи – решили, что по восточным воззрениям мужчина – от бога, а женщина – от дьявола. И так далее.
    Но стоп! Ведь если я говорю, что вода – это жидкость, вы же не делаете вывод, что жидкость – это вода. Это может оказаться и пиво. Лед – это вода? Вода. Вода, только в другом состоянии. То есть вода – не жидкость? Запад запутался в собственной логике, он слишком верит ей. Чересчур много "если", "когда" и "в случае". Для того, чтоб разобраться, что такое есть Инь и Ян, надо сперва понять, что они представляют вместе. Причем не на данный момент, а в движении. Это и есть первый правильный вывод – "все находится в движении, все произрастает из своей противоположности и в нее же превращается". Когда темная часть достигает максимального увеличения количества – происходит качественным скачок и она становится зародышем белой… и наоборот. Семя во мраке и тесноте земли дает росток, он растет и семя умирает, отдав ему все свои силы. Росток превращается в дерево, живущее на просторе и свету. Дерево плодоносит и новые семена падают в землю. Это и есть жизнь.  Нет дерева без семени и нет семени без дерева.

    Нам стоит определиться, что Инь и Ян – это не существительные. Так будет легче вникнуть. Это – прилагательные.
                  Инь – это темное, ночное, низкое, пассивное, женское, мягкое, интуитивное;
                  Ян - это светлое, дневное, высокое, активное, мужское, твердое, сознательное.

    Теперь задумаемся… Мужчина может быть мягким и неактивным? Может, знаем таких! А женщина – активной и разумной? Тоже может. Просто Инь – более характерно для женщины, они мягче и более доверяют интуиции, чем мужчины. Вроде не так много изменили, но "отрезали" конфликтную часть, сняли конфронтацию. Вернемся чуть наверх. Может жизнь продолжаться, если женщина одна? А если мужчина не дополнен женщиной до "единства"? Нет, никак не может. Может светлое быть без темного? Нет. Как мы тогда узнаем, что оно светлое? Ведь не с чем сравнивать. Отсюда второй и третьи выводы:
                  "Инь и Ян – это не жесткие определения, это – характеристики, свойства"
                  "Ни Ян, ни Инь не могут существовать сами по себе, они – одно целое"

    Далее – это действие, почти глаголы:
                   Инь – это движение вниз, плавные движения, торможение;
                   Ян - это движение вверх, резкие движения, разгон.

     Заметьте, я написал два раза подряд "движение". Это некрасиво с точки зрения стилистики языка, но это вернее. Я специально использовал фразы "движение вниз" и "движение вверх", а не "падение" и "взлет", потому что со словом "падение" у нас жестко закреплена в сознании ассоциация с разрушением, крахом достижений и надежд, а со словом "взлет" – быстрое продвижение по службе или в развитии. Здесь же это именно движение, просто движение, не плохое и не хорошее.
    Здесь можно привести даже такую аналогию – Инь – это покой, нахождение на месте, "покойствование"; Ян – это движение.
    Опять-таки – как без Инь, без покоя понять, что Ян, что есть движение? Как без движения вниз вернутся назад после движения вверх?
То есть Инь и Ян отражают процессы, состояния. Не просто "мягкое", а сам процесс мягкости, прикосновения рукой к пуховой подушке; не просто "светлое", а солнечный зайчик, бегающий по темной стене. Это – взаимодействие. Опаньки! Вот здесь задержимся и сделаем еще один вывод – "Инь и Ян отражают взаимодействия вещей и понятий, а не только сами понятия". "Твердое" здесь – это не только твердое на ощупь, но и синяк на коленке от твердой ножки стула, и забивание гвоздя твердым молотком, и твердый асфальт, по которому можно ходить, не прикидываясь гимнастом, как при передвижении по лужам. Надеюсь – вы поняли мою мысль, ибо я от неё уже устал и спешу к следующей.
   Инь – ночь, Ян – день. Инь – темнота, Ян – свет. Э… что-то забыли, что-то не вяжется. Ага, точно. А куда будем девать восход да закат? А полутьму? И еще много чего. Вроде не лезут они в систему эту? Вот тут мы опять попали в капкан наших привычек и логики из нержавеющей стали. Но сперва я вам покажу, как иногда люди пытаются выпутаться из него при помощи своей бинарной логики, приходя к верным решениям, но отрицая их.
       Восход? Солнце восходит, поднимается наверх, приносит свет – значит – это Ян. Закат, соответственно – Инь. Полутьма? Ну… она же "полутьма", а не "полусвет", значит – Инь.
    Все это очень напоминает старый анекдот про полстакана воды, который показали двум людям и спросили, что они видят. Пессимист ответил, что стакан наполовину пуст, а оптимист – что наполовину полон. И в принципе – оба ведь правы, не так ли? Логично? Логично! Так как ведь так – две истины? Нет, истина одна, а вот правды может быть много. Оба правы, а истина заключается в том, что в стакан наполовину полон и наполовину пуст. Истина может состоять из нескольких правд.
      Солнце встает – это Ян. Логично? Правда? Ага. Но ведь когда оно в зените – это тоже Ян? Тоже. Но ведь Утро и День – это разные вещи. Утром солнышко только подмигивает нам и приятно согревает, а днем нещадно жарит и зло печет. Что ж, два Ян существует, что ли, видь Утро и День такие разные?

    Круг умозаключений (умоЗЛОключений) замкнулся, "Я – не я, и лошадь не моя".
    А дело всё было в неправильной предпосылке. С чего вы взяли, что Ян и Инь – это бинарные единицы? Почему они должны быть ограничены? Вы пытались играть с ними, как нулем и единицей компьютер, как нас учили в школе, а затем – в ВУЗ-ах: есть "да" и "нет", а все иное – от лукавого. А давайте представим волну на осциллографе. Ян это будет волнами выше горизонтальной оси, а Инь – ниже. Рррраз – волна стала с меньшей амплитудой. Та же волна, Ян? Та же. Но другая? Ага.
    Так что же такое восход? Новый Ян. Или нарождающийся Ян – как вам лучше звучит. А день, соответственно – полный Ян. Закат – нарождающееся Инь. Давайте вспомним, как выглядит символ "Инь-Ян" графически (или посмотрим на него, если Володя поместил картинку на странице, найдя ее на своем компе, бо я в своих катакомбах на винте просто ленюсь ее искать). Итак, обратим внимание на светлый участок в самой его узкой части, "хвостик рыбки". Это и есть "нарождающийся Ян". Видите, как его мало? Но тем не менее, он уже полноправный Ян. А теперь посмотрим на "голову рыбки". Много светлого. Но тем не менее – все та же рыбка, тот же Ян, просто более "развитый".
    То есть – "Инь и Ян не являются атомарными элементами логики, философии или еще чего-либо, они обладают количественной характеристикой, то есть не 0 и 1, а скорее – от минус бесконечности до нуля и от нуля до плюс бесконечности". Грубо говоря, Ян – это плюс, а Инь – это минус, если приводить в качестве примера цифры (ради бога, не переносите эти плюсы-минусы в моральную облась, Инь – это арифметический минус, а не недостаток человека). И "5" и "178" – все равно Ян, и "-3", и "-90" – Инь. Но это не значит, что "5" – это "178", просто оба больше ноля. Тут же возникает вопрос – а что тогда "0"? А ничто! Это тот неуловимый момент, когда Ян перерождается в Инь, или наоборот. С другой стороны, "0" – это все, это гармония, это центр круга, где нет ни Инь, ни Ян, и где они оба одновременно поровну.
    Слышу голос – "а как быть с полутьмой, это Инь или Ян?" А никак, поступайте как хотите. Все равно 50 на 50, что ошибетесь. Почему? Да потому, что чтоб правильно определить, что есть полутьма, надо знать, что было до нее. Здесь мы приходим к парадоксальному вроде бы выводу – полутьмы-то две, оказывается! Если это полутьма, вызванная наступлением сумерек и окончанием дня – это новая Инь, а если это полутьма зимнего утра – то новый Ян. А если это вечная полутьма – значит вам пора протереть окна в комнате и постирать шторы.
    А почему бы не назвать, по твоей логике, к примеру, вечер, не нарождающимся Инь, а умирающим Ян?" Да называйте, ради бога. А ночь можете назвать Мертвым Ян. Вроде как нелепица выходит – один Ян сплошной остался. Что не так? Да опять привычка все сводить к логике. Вы ведь можете назвать курицу "мертвым яйцом" или лед – "мертвой" водой. Но вы этого не делаете. Отчего? Оттого, что это просто словоблудие. Так и здесь – в принципе, вы можете называть Ян "Мертвым Инь", но не стоит это делать. Во-первых, потому что Ян от этого не перестанет быть одновременно оставаться самим собой, Ян-ом, а вы запутаетесь в словах. Во-вторых – это невольно сместит вашу точку внимания с центра круга в сторону Инь, что скажется на дальнейшем вашем восприятии мира.

    Далее…
    Вы ведь не стираете вместе белое и цветное белье? Не готовите одновременно в одной кастрюле суп и кисель? Не носите сразу и куртку и пальто? Так отчего ж вы так поступаете с "внутренним" миром? Отчего проецируете все понятия на одну плоскость? Этот условный рефлекс западного человека часто нас подводит, когда дело доходит до таких вещей, как философия, мораль, религия и так далее.
Здесь я сперва напишу вывод, а потом постараюсь его "развернуть":
    Качества, описываемые Инь и Ян, касаются всего, в том числе и вещей, находящихся на разных планах и даже в том числе не пересекающихся в своем движении с другими"
    Детальнее – ради бога (или кто там из вас во что верит), не проводите аналогии между разноплановыми понятиями. Не считайте, что добро светлое, а зло темное (хотя так оно и есть, но на другом уровне, не в наших привычных терминах, об этом потом). Не думайте, что смерть плоха, а жизнь хороша. Не верьте, что движение вниз – это только хорошо, а вверх – это только плохо.
Это понятия разных плоскостей, не будем их все проецировать в одну. А то ведь недолго потом эту плоскость спроецировать в линию, а линию – в точку :-).

    У нас есть много разных осей:
                  Добро – Зло,
                  Твердость - Мягкость,
                  Мужчина - Женщина,
                  Активность – Пассивность,
                  Свет - Тьма.

    Но они независимы друг от друга. Добро может быть и Активным и Пассивным, Женщина – и Твердой и Мягкой (как в плане характера, так и на ощупь)
    Представьте себе две параллельные плоскости. Одна половина верхней плоскости – Ян, Добро. Вторая – Инь, Зло. А нижняя разделена аналогично на Свет-Тьма. Линии раздела параллельны, Ян находится над Ян, Инь над Инь. Тут все понятно – Добро светлое, Тьма злая. А вот другой чертеж – линии раздела по-прежнему параллельны, но вот под Ян находится Инь, нижняя плоскость повернута на 180 градусов. Что происходит? Добро – это Тьма? Непривычно, но факт. А теперь повернем нижнюю плоскость на любой другой градус, ну, к примеру, на 30. Что теперь? Что есть Добро? Две трети света и треть тьмы. Что мы имеем в итоге? Добро может содержать любое количество Ян и Инь, Они не связанны меж собой.
    А теперь представим кучу таких плоскостей. Идея понятна? Они все независимы друг от друга!
Как же происходит в реальности? В реальности некоторые из этих плоскостей не параллельны и они пересекаются, например – "Мужчина-Женщина" и "Активность-Пассивность". Таким образом, любой предмет, любое понятие, любое живое существо представляет из себя невообразимую смесь Ян и Инь из разных плоскостей, причем Инь и Ян из любой из них представлены каждый раз в новых пропорциях. Все уникально, эта сумашедшая комбинация больше никогда и нигде не повторяется!
Кроме того – "Нигде в этой вселенной ни Ян, ни Инь не присутствуют в каком-либо понятии, предмете или существе в одиночку, нигде нет чистого Ян или Чистого Инь"
    По ходу дела возникает вопрос – "А разве могут быть несколько Ян или Инь"? Нет, конечно. А как же насчет предпредыдущего абзаца? Не придирайтесь. Все очень просто – там говориться не непосредственно о Ян и Инь, а о свойствах, на которые они указывают.
Вот таким образом %) :
               "Мягкая сладкая булочка влетела в открытое окно и врезалась в шкаф"
               Инь Инь Ян Инь Ян Ян

    А если серьезно – "Активная разумная и нежная женщина" – это Ян или Инь? "Активная и разумная" – это два Ян (то есть, для любителей попридираться к словам – "Ян двойной силы"), "нежная и женщина" два Инь. Что ж, выходит, всего поровну? Ан нет. Что здесь основное? Женщина. То есть – Инь. Значит мы имеем Инь с примесью Ян. Причем, в идеальной пропорции, я вам скажу %)
    То есть мы все Ян из разных плоскостей складываем и получаем суммарное Ян чего-либо. То же и с Инь. Но складываем не просто так, а пропорционально. Пропорционально значимости плоскости. 100% от "Мужчина-Женщина" + 75% от "Активная-Пассивная" + 25% от "Разумная-Интуитивная" и так далее. Понятно, что каждый определяем для себя по-разному значимость этих плоскостей, соответственно – и окончательные пропорции Инь/Ян будут разными. В этом нет ничего страшного – ведь в сам процесс оценки мы вносим свои Инь-Ян, свои понятия о правильности и неправильности, о хорошем и плохом. Для кого-то активная женщина – мечта, а для кого-то – каторга %)

    На этом мы, наверно, сегодня закончим нашу беседу. Постарайтесь из сделанных нами здесь выводов сделать себе один общий, глобальный. Подключите также и чувства с интуицией и воспримите для себя идею Инь-Ян.
    Это, в принципе, не очень сложно. "Как собрать из 5 четвертинок яблока одно яблоко? Съесть один кусок и из оставшегося выйдет то, что нужно". Ответ может показаться нечестным, но ведь результат-то налицо – яблоко собрано. %)))

    Всего вам хорошего,
    SkySnake



Хостинг от uCoz