Библиотека
  Cтатьи


Подготовка занимающихся восточными единоборствами


В этой работе освещены вопросы подготовки на занятиях восточными единоборствами.

1. Психологическая подготовка занимающихся восточными единоборствами
Введение
Пути влияния аутогенной тренировки на организм занимающихся боевыми искусствами
Обучение приемам аутогенной тренировки
Заключение
2. Дыхание и восточные единоборства
Введение
Дыхание - физиологическое обоснование
Дыхание - основной "секрет" жизни
Комплекс дыхательных упражнений
Заключение
3. Сэйтайдо - методы регуляции тела
4. Ки Дзюцу - искусство управления энергией

 

Психологическая подготовка занимающихся восточными единоборствами

Введение

"Ученик, долго смотрел на учителя и недоумевал, как такой пожилой человек может выдерживать такие нагрузки. После окончания тренировки он подошел к наставнику и задал вопрос: "Сенсей, простите, но мне непонятно, как вам удается выдерживать такой ритм и такие нагрузки, ведь я вдвое моложе вас, а для меня это тяжелая нагрузка".

Когда древние мастера шелкоделия готовили нить, то им приходилось много ждать: сперва они упорно кормили гусениц отборной листвой и ждали, когда гусеницы начинают окукливаться, и создавали особые условия для коконов, а когда кокон вызревал, они бросали его в чан с горячей водой. Вот тут наступал очень важный момент. Кокон надо было нагреть до такой степени, чтобы клейкое вещество, которое держало нить кокона, разрушилось и нить можно было бы отделить, но при этом нельзя было долго кипятить коконы - иначе нить становилась хрупкой, плохо поддавалась окрасу и ткань приготовленная из нее быстро изнашивалась, теряя первозданную структуру и красоту. И только при очень большом терпении и знании законов развития материи удавалось получить нить, которая долгое время не теряла первичной структуры и не обесцвечивалась. Любое дело требует очень хорошей подготовки, и только позднее можно оценить её значение - нельзя постигнуть искусство, если для этого не подготовлена достойная почва.

Наставник поклонился ученику и покинул "додзе", унося вместе с собой все те элементы, которые в своей невидимой гармонии создавали неуловимое, но реальное ощущение соприкосновения с истинным искусством.
Притчи есть притчи, но в её иносказательности скрыта тщательность и скрупулезность подготовительной работы, которую необходимо провести прежде, чем ученик переступит порог "нефритного зала искусства".

Подготовка бойцов в боевых искусствах (дзю-дзюцу) основана на трехступенчатой системе. Эта система состоит из подготовки; тела (его физические качества - сила, быстрота, ловкость, выносливость и т.д.) техническая подготовка (техника ударов руками, ногами, бросковая техника, болевые и удушающие приемы и т.д.) разума (тактическая, морально-волевая, психологическая и т.д.). В этой системе тело бойца определяет его базис или субстрат, на котором будет строиться и совершенствоваться многогранная пирамида джиу-джитсу. Комбинированная техника джиу-джитсу, применение подручных предметов, необходимость преодоления больших нагрузок и психоэмоционального напряжения обязывает уделять этим видам подготовки серьезное внимание. Главный принцип боевых искусств и джиу-джитсу кроется в следующем: "сан-вадза-тай" (разум - техника - тело). Когда встречаются развитое тело и развитая техника, побеждает развитая техника, а когда встречается развитая техника и развитой разум, то побеждает разум. Это говорит о том, что не физическая сила, не умение наносить удары и защищаться от них, и не техника играет главную роль в боевых искусствах, первостепенное значение предается воспитанию разума - т.е. духовному началу, которое доминирует над физическим и тактическим. Разум, психологическое состояние бойца играет главенствующее значение при выступлении в соревнованиях. В основе стратегии поединка лежат следующие факторы; прежде движения - спокойствие, прежде приложения силы - мягкость и расслабленность, прежде быстроты действий - неторопливость. В основу принципа джиу-джитсу лег так называемый принцип недеяния, проповедуемый даосами, так, что техника боя должна быть следующей; уступая в поединке силе соперника, не сопротивляясь, входить с ним в контакт и, следуя за его движением, нейтрализовать эту силу и обратить вспять (против него самого или в пустоту) так что, увязая в податливости, сила нападающего исчерпывается и достаточно будет небольшого усилия, чтобы повернуть ее вспять. Подготовка к боевому поединку включает в себя комплекс мер по выявлению лучших духовных и физических качеств, приобретенных в процессе тренировок и соединению их в определенный день, час, миг в единый боевой стержень. Для того чтобы боец был готов к поединку, недостаточно одного физического и технического багажа. Основой всего боя является психологическое состояние бойца, его умение контролировать себя, свои эмоции, заглушая в себе страх, ненависть, злость.

Лодке, плывущей по бурной реке среди мелей, водоворотов и скал, трудней добраться до места, чем лодке плывущей по тихой воде. НО! Многое зависит и от лоцмана, ведущего лодку. С хорошим лоцманом, знающем все повороты, не страшно и в бурной реке. И наша психика играет роль этого лоцмана на реке под названием боевые искусства. Некоторые школы боевого искусства в основу поединка ставили психологическую подготовку бойцов, которая вырабатывалась годами одним из методов - медитации (дзен "созерцание"), другие - путем "силовой" корректировки психологии бойца. Давлением на страх, специальными физическими тестами (Этот способ положен в основу боевой подготовки армий всех стран мира). Самым же разумным, на мой взгляд, является совмещение этих двух путей подготовки. В основе этих путей стоит аутотренинг. Большинство спортсменов и тренеров склонны считать одним из важных факторов, обеспечивающих победу в соревнованиях психологическое состояние спортсмена перед соревнованием. Педагогические наблюдения, беседы со спортсменами, тренерами, эксперименты на группах занимающихся и многолетний опыт участия в соревнованиях позволили выделить отдельные вопросы чрезвычайно важной подготовки. Подавляющее большинство спортсменов и тренеров весьма смутно представляют себе, что такое психологическая подготовка, но в то же время широко пользуются различными методами, обеспечивающими хорошую психологическую готовность к данным соревнованиям. Наблюдения и беседы позволили сделать вывод, что спортсмены более интеллектуально развитые, используют большой круг методов и средств в своей психологической подготовке. Сложилось мнение, что в работе многих тренеров не существует определенной системы психологической подготовки спортсменов. А работа по психологической подготовке основана на эмпирических данных, накопленных самими спортсменами и их тренерами. Так же замечено, что спортсмены, которые по тем или иным причинам рано обрели самостоятельность, более широко пользуются различными методами совершенствования своих волевых качеств; смелости, решительности, самовнушению, они более наблюдательны и выносливы к окружающему спортивному миру.

Что же такое психологическая подготовка? Основой спортивного совершенствования издавна считают; физическую, техническую и теоретическую подготовки спортсменов. В своей совокупности и взаимосвязи они обеспечивают высокие спортивные результаты. Все эти виды пронизаны психологическим состоянием, они требуют участия определенных психических процессов; специализированных восприятий, внимание мышления и т.д. и их высокого совершенства. Все это вызывает необходимость психологического изучения спортивной деятельности, а вместе с тем и разработки методических приемов формирования и развития специфических для нее психических функций.

Наибольших успехов психология спорта добилась в анализе психологической структуры двигательных навыков, а также в изучении эмоций и волевых процессов и их специфики в спорте. Стало возможным говорить о специальной волевой подготовке спортсмена как составной части тренировочного процесса. Однако волевая подготовка бойца не охватывает всего многообразия психических функций, важность развития и совершенствования которых все более и более сознается тренерами и спортсменами, как крайне необходимое условие для успеха в боевых искусствах. Так возникла новая проблема - психологическая подготовка спортсмена. Впервые этот термин был предложен на третьем всесоюзном совещании по психологии спорта в 1960 году кандидатом биологических наук Т.Н. Гагаевой. Сначала психологическую подготовку понимали как подготовку спортсменов к предстоящему соревнованию. При этом особое внимание обращалось на воспитание у бойца способности преодолевать отрицательные эмоциональные состояния, характеризующие главным образом период соревнований. На формирование у спортсмена наибольшей готовности к максимальным волевым качествам для преодоления трудностей, вызывающих в процессе соревновательной борьбы, на возбуждение активного стремления к победе и в связи с этим создания у него чувства уверенности в своих силах. В ряде исследований были обоснованы специальные приемы такой психологической подготовки спортсменов к предстоящему соревнованию. Однако ведущие работы в этой области 80х гг. показали, что психологическая подготовка, рассматриваемая только как подготовка к предстоящему соревнованию, не исчерпывает всех тех возможностей, которые заложены в применении психологических средств с целью повышения спортивной квалификации. Было доказано что психологическая подготовка к предстоящему соревнованию является лишь частью общей психологической подготовка спортсмена. В связи с этим стали различать в спортивной тренировке два раздела психологической подготовки:
1. Общую психологическую подготовку бойца
2. Психологическую подготовку к предстоящему соревнованию.

Оба эти раздела подготовки органически взаимосвязаны друг с другом. В связи с этим психологическая подготовка спортсменов обязательно должна включать в себя средства и методы формирования у них способности сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в условиях соревнований. Спортивные поединки всегда сопровождаются резко выраженными эмоциональными состояниями. Эти состояния не должны проходить стихийно, механически подчиняя себе и часто искажая суть боя, а должны быть под строгим контролем сознания бойца.
Встает задача: нужно обосновать и разработать приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных психологических упражнений. В отдельных случаях эмоциональные состояния могут быть преодолены с помощью аутогенной тренировки. Целью моей работы является применение упражнений аутогенной тренировки единоборцем.

 


Пути влияния аутогенной тренировки на организм занимающихся боевыми искусствами

В последнее время большое значение в практике спорта приобретает аутогенная тренировка, метод самовнушения. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы подчинить занимающихся произвольной регуляции мышечного тонуса, тонуса сосудов сердечной деятельности и т.д. И этим самым повысить их способность к саморегуляции с помощью которой можно в частности регулировать свое психическое состояние. Аутогенная тренировка представляет систему психологической тренировки бойца или психологические приемы, которые помогают изменить мышечный тонус. Обучению выработке волевых качеств с помощью определенных упражнений и умению вызывать у себя саморасслабление, вызвать эмоциональную настроенность, производимую путем самовнушения, уверенность в своих силах, пресекать волнения, тревогу, беспокойства, регулировать деятельность некоторых внутренних органов, механизма сна и умения восстановления работоспособности. История возникновения аутогенной тренировка связана с именем психиатра И. Шульца. В тридцатых годах в Индии он изучал различные приемы йогов. Это сложная система, но она имеет очень большое значение, связана с работой над своим телом, работой над духом. Изучая данные занимающихся культовой гимнастикой йогов и своих пациентов после сеансов лечения гипнозом. И. Шульц отметил однотипность испытываемых ими ощущений тепла и тяжести в мышцах тела. Примерно тоже испытывает человек после напряженной физической работы, когда его мышцы хорошо расслабленны и согреты в связи с расширением кровеносных сосудов. Эти же явления наблюдаются при мышечном расслаблении, связанные с засыпанием в дремотном состоянии. И. Шульц обобщил оба наблюдения и разработал метод аутогенной тренировки, получивший широкое распространение в лечении неврозов. В результате длительной тренировки больные приобрели способность к преднамеренному глубокому мышечному расслаблению и вызывать на фоне этого расслабления определенные психические состояния, которые способствовали восстановлению их душевного равновесия. Ученики И. Шульца (Х. Клейнзорге 1960г., Д. Мюллер - Хегген 1962 и другие) освободили предложенный им метод от ряда идеалистических и неофредитских толкований и обосновали его с позиций материалистического учения Н.П. Павлова. В связи с тем, что в основе этого метода лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящий к активации и повышению способности саморегуляции личности, психологическое и психотерапевтическое значение его неоспоримо. Метод аутогенной тренировки в последние годы вышел за рамки применения его в лечебных целях. Он используется и в качестве одного из средств психологической подготовки спортсмена в спортивной практике. Объяснить психофизическую природу этого метода - значит показать, каким образом при помощи приемов аутогенной тренировки, можно влиять на непроизвольные функции организма. Может ли человек по своему желанию изменить частоту сокращений сердца, регулировать сосудистый тонус, вызвать у себя то или иное эмоциональное состояние или целенаправленно изменить его? Оказывается, может. Это достигается особыми обходными путями, действие которых объясняется физиологией кортиковисцеральных взаимоотношений, изученных Н.П. Павлова и его учениками (Быков 1960, Красногорский 1962 …). Деятельность внутренних органов регулируется вегетативной нервной системой, которая осуществляет свои функции до некоторой степени самостоятельно. Непосредственный волевой приказ, направленный тому или иному органу, в обычном состоянии организма не будет действенным. Прикажите, например, себе вызвать выделение слюны, в обычных условиях деятельность слюнной железы от этого не изменится. Для этого необходимо, чтобы ваше слово (самоприказ) было облечено в особую форму, способную вызвать определенное представление, а вслед за ним и возбуждение нервных центров, связанных с функцией слюноотделения. Представления - это образы предметов и явлений внешнего мира, которые когда-то воспринимались нами и которые мы можем воспроизвести в своей памяти. Физиологической основой их являются совместная деятельность первой и второй сигнальной системы. Под влиянием словесных раздражителей вторая сигнальная система условно рефлекторно вызывает соответствующие возбуждения первой сигнальной системы, благодаря чему и возникают в памяти человека конкретно чувственные образы ранее виденных, слышимых, пережитых. Наши представления всегда связаны в той или иной степени с определенными эмоциональными переживаниями. В то же время первосигнальные нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга органически связаны с центрами, управляющими функцией внутренних органов с мозговыми структурами эмоциональных реакций. Поэтому, преднамеренно вызывая в памяти те или иные представления, мы можем произвольно вызывать, а в некоторых случаях и изменять свои эмоциональные состояния и деятельность внутренних органов в направлении, соответствующем содержанию этих представлений. Чтобы возбудить деятельность слюнной железы, слово должно вызвать в памяти человека первосигнальное представление ситуации, связанной с повышением слюнной секреции. Представьте себе, что вы кладете себе на язык влажный от сока ломтик лимона. Тот час же вы ощутите обильное выделение слюны. И так, первый обходной путь влияния на непроизвольные функции организма - это использование соответствующих первосигнальных представлений. Другой путь связан с особенностями иннервации дыхательных и скелетных мышц. Эта иннервация в большинстве совершаемых человеком действий не зависит от его воли, но она может совершиться и под влиянием волевых импульсов. Мы можем произвольно задерживать на некоторое время или до определенной стены участить и углубить дыхательные движения, но полностью остановить их нам не удастся. Скелетные мышцы также сокращаются либо по нашему волевому приказу, либо независимо от него. Так, например, мышечный тонус покоя и мимические движения не являются преднамеренными (волевыми), они зависят от нервных импульсов, идущих от подкорковых образований головного мозга. Кроме того, нервные механизмы, заложенные в мышцах и возбуждающие их к действию, имеют обратную нервную связь, как с корой головного мозга, так и с подкорковыми образованьями, благодаря этому тонус скелетной мускулатуры меняется, характер дыхания оказывает влияние на состояние тех или иных отделов головного мозга и его функции, в том числе и психические. Произвольно изменяя степень напряжения скелетных мышц, характер дыхания, мы, следовательно, можем повлиять на деятельность центральной нервной системы, и на те функции, которые связаны с работой внутренних органы, с механизмами эмоций и т.д. Наши эмоции - радость, гнев, страх, боевое воодушевление, предстартовая лихорадка и т.д. - отличаясь характерным для каждой из них субъективным переживанием, проявляются в определенном изменении деятельности внутренних органов и состояния мышечного тонуса. Произвольно меняя степень мышечного напряжения, характер дыхания, мы можем воздействовать на другие компоненты эмоциональной реакции, в том числе и на характер эмоционального переживания. Это второй путь воздействия на непроизвольную деятельность организма. Возможен и третий обходной путь влияния на непроизвольные функции организма. При определенных состояниях коры головного мозга, действенность слова и его влияние на непроизвольные процессы резко повышается. Это случается, когда кора головного мозга несколько заторможена и ее нервные клетки находятся в так называемых фазовых состояниях. Бодрствующая нервная клетка реагирует на раздражитель согласно закону силовых отношений: чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее реакция на него. В состоянии торможения нервные клетки могут реагировать парадоксально: слабый раздражитель может вызвать сильную реакцию. В этих условиях возбуждение, вызванное словом, легко проторяет себе путь от коры головного мозга к подкорковым центрам, связанным с деятельностью внутренних органов. Тормозное состояние коры головного мозга можно вызывать преднамеренно, расслабляя мышцы тела, сосредотачивая внимание на этом расслаблении, а также через соответствующее представление, вызывая состояние тяжести, тепла в мышцах, состояние покоя и отдыха, испытывая при этом соответствующие им ощущения. Метод аутогенной тренировки использует все эти три возможных пути влияния на непроизвольные функции. Применяя определенные словесные формулировки, связанные с представлениями о мышечном расслаблении, ощущение тяжести и тепла в тех или иных мышечных группах, и многократно воспроизводя эти представления, обучающийся приобретает способность сознательно добиваться глубокого мышечного расслабления. Последнее в результате восходящих нервных влияний изменяют состояние центральной нервной системы. В коре головного мозга широко распространяется тормозной процесс. Человек в этот момент испытывает состояние глубокого покоя. Уже сама способность хорошо расслабляться способствует убыстрению восстановления нервно-мышечной работоспособности. В состоянии расслабления с помощью специально подобранных формулировок и образных представлений, связанных с ними боец может также целенаправленно изменять свое эмоциональное состояние, регулировать степень эмоционального возбуждения, добиваясь оптимального, необходимого для данного этапа спортивной борьбы уровня. Словесные формулировки, применяемые в аутогенной тренировке, делятся на две группы:
1. Вызывающие процесс аутогенного нервно-мышечного расслабления
2. Вызывающие первосигнальные представления, воздействующие на эмоциональное состояние.

По своему характеру и содержанию эти словесные формулировки должны вызывать образы и представления, связанные с ощущением расслабления, тяжести тела. Они могут содержать образы сравнения, словесные определения ощущений "Нога тяжелая", "Мышцы вялые и расслабленные", "Тепло ощущается в кончиках пальцев" и т.д. Текст аутогенной тренировки составляется с соблюдением определенной последовательности в изложении материала. Вначале предлагаются формула расслабления, затем ощущения тяжести и тепла (последовательно в различных группах мышц, мышцы верхних и нижних конечностей, тонуса лица и шеи). Одновременно даются формулировки, адресованные к деятельности внутренних органов (сердца, легких - дыхание и т.д.). Словесные формулы составляются с учетом задач предстоящей деятельности, психофизиологической характеристики желаемого состояния и индивидуальных особенностей личности спортсмена. Они должны быть понятны, кратки, категоричны, не вызывать чувство внутренней борьбы и напряжения. Ими следует пользоваться после успешного освоения приемов активного расслабления. Постоянная выработка механизмов позволяет в дальнейшем значительно сократить продолжительность периода расслабления; расслабление осуществляется быстрее и надежнее. Особое место в аутогенной тренировке спортсмена занимает выход из состояния расслабления. Он особенно важен в тех случаях, когда применяется перед поединком или во время его. Бойцу в этих условиях необходимо быстро ликвидировать все элементы расслабления. Словесные формулы "выхода" связаны с представлениями мышечного, висцерального и психического возбуждения, степень которого следует соотносить с обстоятельствами предстоящего действия. Как указывалось выше, аутогенная тренировка оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние, тонус скелетных мышц и деятельность внутренних органов. Объективную оценку ее влияния можно получить, измеряя пульс, давление крови, температуру кожи, тонуса мышц. По данным ряда авторов (Д. Мюллер - Кагеман 1959, М Михач 1960, К.Н. Мироновой 1961, Л.Н. Раденко, А.С. Роман, Н.М. Свядощ и др.) в ходе аутогенной тренировки происходит; расслабление мышц, замедляется пульс, снижается артериальное давление крови, повышается температура кожи. Электрокардиографические исследования свидетельствуют о распространении тормозного процесса в коре головного мозга. Выведенные из состояния расслабления нормализуют эти функции и даже способствуют их усилению против исходного уровня (там, где для этих целей специально применялся акцентированный "выход"). Метод аутогенной тренировки не претендует на универсальность. Он может применятся в комплексе с другими психолого-педагогическими и врачебными средствами на состояние бойца и его действия. Следует иметь в виду, что пути пользования разработанными для врачебной практики текстами аутогенной тренировки, рассчитанные на глубокое расслабление и успокоение, испытуемые после прекращения сеанса еще долгое время остаются расслабленными и вялыми. Такие тексты непригодны для применения в спортивной практике. Здесь требуется после окончания сеансов оптимальная активизация бойца для успешного выполнения предстоящей деятельности. Когда же аутогенная тренировка применяется для снятия излишнего нервного возбуждения, препятствующего бойцу в полую силу выступить в соревновании, в ее текст обязательно включают словесные приемы, рассчитанные на активизацию нервно-мышечных процессов и необходимых для успешной спортивной деятельности психических функций. В этих случаях аутогенная тренировка должна применятся в следующей форме:
1. Приемы расслабления, освобождения от отрицательных эмоциональных состояний, достижения успокоения, полного покоя
2. После достижения состояния покоя применяются приемы, рассчитанные на активизацию внимания и подготовку организма к предстоящей спортивной деятельности, включая идеомоторную тренировку, соответствующую данной деятельности и активизации необходимых для этого эмоциональных состояний. В этом отношении заслуживает внимания методика аутогенной тренировки, разработанная пражским психологом М. Махачем (Чехословакия). Ее положительное значение подтверждено проведенными автором специальными психофизиологическими исследованиями.


Обучение приемам аутогенной тренировки

Аутогенная тренировка может быть успешной лишь тогда, когда ее приемы будут хорошо усвоены.

Таблица №1. Текст аутогенной тренировки.

  1. Я отдыхаю
    Я расслаблен
    Все тело отдыхает
    Не чувствую никакой усталости
    Я отдыхаю.
  2. Дышу спокойно и легко
    Дышу ровно и свободно.
  3. Сердце успокаивается Все реже сокращается сердце
    Оно бьется ровно и ритмично.
  4. Расслаблены мышцы правой руки
    Расслаблены мышцы левой руки
    Плечи расслаблены и опущены
    Руки расслаблены
    Чувствую тяжесть рук
    Приятное тепло чувствую в руках
  5. Расслаблены мышцы правой ноги
    Расслаблены мышцы левой ноги
    Мышцы ног расслаблены
    Они неподвижны и тяжелы
    Приятное тепло ощущаю в ногах.
  6. Все тело расслаблено
    Расслаблены мышцы спины
    Расслаблены мышцы живота
    Чувствую приятное тепло во всем теле.
  7. Расслаблены мышцы лица
    Брови свободно разведены
    Лоб разглажен
    Веки опущены и мягко сомкнуты
    Расслаблены мышцы рта
    Все лицо спокойное, без напряжения.
  8. Я отдохнул
    Себя чувствую свежим
    Дышу глубоко
    С каждым вдохом уходит тяжесть мышц
    Дышу чисто и глубоко
    Чувствую бодрость и свежесть во всем теле
    Открываю глаза
    Хочется встать и действовать
    Я полон сил и бодрости.
  9. Активизация; быстро, рывком встать; руки поднять и развести в стороны; сделать глубокий вдох; при выдохе задержать дыхание, затем напряженно и глубоко вдохнуть. Сделать разминку

Занятия по овладению методикой аутогенной тренировки могут проводиться индивидуально или с группой под руководством тренера или психолога. При групповом занятии количество занимающихся не должно превышать 12-15 человек. Участие в занятиях должно быть полностью добровольным и требует серьезного отношения и доверия к ее целесообразности. По имеющимся данным период обучения приемам аутогенной тренировки достигает положительного эффекта через 2-3 месяца регулярных занятий. При этом целесообразно в период овладения применять самостоятельные тренировки утром при пробуждении и непосредственно перед засыпанием в вечерние часы. Это обусловлено тем, что заторможенное состояние коры головного мозга при пробуждении или засыпании способствует успеху занятий. Желательно, чтобы он не терял контроля над аудиторией в течении всего сеанса и своевременно, всегда спокойно, исправлял ошибки, допускаемые занимающимися. При чтении текста нужно соблюдать следующие условия:
1. читать в замедленном темпе;
2. делать паузу между упражнениями;
3. читать не очень громко, приглушенным голосом;
4. говорить монотонно, постоянно сохраняющейся при чтении - внушении, спокойствие.
5. при выведении из состояния аутогенного расслабления интонация меняется, повышается темп речи, она становится более экспрессивной, эмоциональной.

При самостоятельном произнесении текста бойцом соблюдаются те же условия - замедленность речи, монотонность, однообразие. Занятия рекомендуется проводить систематически; 2-3 раза в день. Через 1-2 недели занятий один сеанс проводится руководителем, а второй и третий самостоятельно с повторением текста про себя и соблюдением указанных условий. Через 3-4 недели, при условии полного овладения методикой (знание наизусть текста, умение расслабляться и своевременно активизироваться) можно проводить все сеансы самостоятельно. Перед началом занятий предлагается снять обувь, ослабить пояс. Одежда должна быть свободной, не давить и не стеснять - надо почувствовать себя удобно. Аутогенную тренировку можно проводить в положении лежа и сидя. Если она проводится лежа, то лечь следует на спину, лицом вверх, вытянутые ноги. Голова должна быть расположена на чем либо мягком, шейные мышцы не должны быть напряжены. Если аутогенная тренировка проводится сидя (поза "кучера" или "сейдза") следует принять удобную спокойную позу; руки положить предплечьями на бедра и свесить вниз, колени свободно разведены, голову опустить на грудь, глаза закрыть. На первых этапах обучения необходимо создать условия для устойчивой концентрации внимания обучающегося на материале тренировки. Следует по возможности, устранить действие отвлекающих внешних раздражителей (шум, яркий свет, посторонние голоса и др.), создать благоприятные условия температурного режима. Важно предупредить появление или ослабить действие уже возникших внутренних раздражителей (отвлекающие мысли, зуд, повышенное слюноотделение, позыв на кашель, неприятное состояние сфинктеров мочеиспускательного канала и прямой кишки, высоко поднятая диафрагма, затрудняющая дыхание и т.д.). При слушании текста или при повторении его про себя необходимо не отвлекаться на посторонние звуки или другие раздражители. Требуется внимательно следить за содержанием текста и стараться как можно ярче представить себе то, что указано в тексте, ничего не пропуская. Если все же появляются посторонние мысли, нужно спокойно от них отвлечься и вновь сосредоточиться на предлагаемых упражнениях. Если, например, мешает позыв на кашель, случайно возникший зуд или т.п., следует немедленно исправить свое состояние и спокойно продолжать тренировки. Во избежании вынужденных перерывов следует перед тренировкой освободить кишечник и мочевой пузырь. После приема пищи тренировочные занятия следует начинать не раньше чем через 1,5 часа. В начале овладения методикой аутогенной тренировки следует широко применять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Они помогают быстрее освоить аутотренинг. Рекомендуется тренировать расслабление в условиях обыденной жизни; своевременно замечать излишнее напряжение групп мышц и активно расслабить их. Необходимо также развивать способность воображения, образное мышление, обогатить эмоциональную память. Этому немало способствует чтение художественной литературы, интерес к изобразительному искусству, занятия сценическим творчеством в художественной самодеятельности. Усвоение приемов аутогенной тренировки происходит особенно успешно в тех случаях, когда между руководителем групп и обучающимися установлен деловой и эмоциональный контакт. Если тренер, руководящий аутогенной тренировкой пользуется авторитетом и уважением спортсменов, а бойцы поняли важность ее применения в жизни и добровольно согласились изучать этот метод, то успех в работе обеспечен. Большую роль также играет воспитательная беседа перед бойцами в которой нужно последовательно раскрывать весь смысл и пользу аутогенной тренировки. На успешное условие аутогенной тренировки влияет последовательность ее изучения. В начале изучения аутогенной тренировки не рекомендуется сразу давать все словесные формулировки полным текстом. Их надо выполнять и усложнять постепенно. Можно применить следующую последовательность изучения аутогенной тренировки.
1. Для правой руки (для левшей начать с левой):
а) расслабление,
б) ощущение тяжести,
в) ощущение тепла.
2. Для правой и левой рук (для левшей - левой, потом правой):
а) расслабление,
б) ощущение тяжести,
в) ощущение тепла.
3. Для правой и левой руки и правой ноги:
а) расслабление,
б) ощущение тяжести,
в) ощущение тепла.
4. Для правой и левой рук, правой и левой ног и мышц корпуса:
а) расслабление,
б) ощущение тяжести,
в) ощущение тепла.
5. Для правой и левой рук, правой и левой ног, мышц корпуса и лицевых мышц.

После освоения приемов расслабления вводятся элементы целенаправленного самовнушения. Нужно иметь ввиду, что умение произвольно расслаблять мышцы лица очень важно при эмоциональных возбуждениях и напряжениях во время боя. Эмоции, которые человек переживает всегда отражаются на мимике его лица. Эта роль мимических мышц глубоко связана с фило- и антогенетическим развитием человека. Научившись произвольно управлять тонусом мимических мышц, боец тем самым в какой-то степени приобретает умение изменить, вызывать или подавлять возникшие эмоции во время поединка, не выдавая свои намерения. Если выполнение словесных указаний, входящие в текст аутогенной тренировки, встречают затруднение в связи с неумением расслабить определенную группу мышц, рекомендуется использовать специальные дополнительные упражнения для выработки навыка расслабления. Эти упражнения применяются в разных условиях, но несколько раз, в свободное время. Они способствуют убыстрению овладения навыками расслабления и более эффективного применения аутогенной тренировки. После освоения основных упражнений на расслабление проводятся упражнения на активизацию спортсмена к предстоящей деятельности. Приемы выведения из состояния расслабления и приемы активизации составляют важнейшую заключительную часть аутогенной тренировки. Эта часть особенно актуально, когда аутогенная тренировка применяется спортсменами на должном понимании ее значения в различных жизненных ситуациях.


Заключение

Значение аутогенной тренировки в том, что бойцы, занимающиеся ею, стали строже следить за своим психическим состоянием. Они научились избегать различных нежелательных раздражителей, использовать факторы, позволяющие им сохранить устойчивость психики. Бойцы, освоившие метод аутогенной тренировки и применявшие его на практике, добиваются высоких спортивных результатов. Как правило, они более собраны и целеустремленны. Задача аутогенной тренировки состоит в том, чтобы обеспечить адекватность и экономичность поведенческих реакций как во время боя, так и в обыденной жизни. - познание закономерностей психики бойца в условиях поединка, - овладение приемами и способами регуляции психических состояний бойца в условиях поединка, - изменение и практическое освоение путей адаптации бойца в резко меняющейся обстановке. Из всего вышесказанного следует, что аутогенная тренировка играет серьезную роль в психологической подготовке занимающихся боевыми искусствами; джиу-джитсу в том числе.


Дыхание и восточные единоборства

В этой работе освещены вопросы дыхания при занятиях боевыми искусствами, которые могут быть применены на занятиях по физическому воспитанию среди студентов и преподавателей ВУЗов.

Введение

Дыхание - важнейшая функция организма человека. При помощи дыхания осуществляется газообмен между организмом и внешней средой. Без воздуха человек может прожить всего лишь несколько минут. Вот почему развитие органов дыхания, их укреплению следует уделить особое внимание. Этому способствует занятия боевыми искусствами. Дыхание, как часть боевого искусства, предназначено для оздоровления и укрепления организма человека. Правильное дыхание при выполнении ката позволяет увеличить срок активной жизни. При правильном дыхании организм очищается от шлаков и прочищает каналы, укрепляя нервную систему, является хорошим профилактическим средством от сердечных заболеваний, нервных истощений, болезней легких. Основной стержень правильного дыхания в боевом искусстве - это объединение в единую энергетическую ветвь ударов и выдоха.

Дыхание осуществляться через рот и через нос. Носовое дыхание с физиологической точки зрения является самым оптимальным для организма, так как при прохождении через верхние дыхательные пути воздух очищается и согревается, поступая в легкие подготовленным для процесса газообмена. Ротовое же дыхание используется в случаях нарушения проходимости верхних дыхательных путей или увеличения вентиляции легких. Ротовое дыхание или "боевое дыхание" используется, когда необходимо быстро и полнее заполнить легкие воздухом. Дыхание через рот - это кратковременная форма дыхания, необходимая только в боевой ситуации. Все виды восточных единоборств придают огромное значение правильному дыханию. Без правильного дыхания (дыхания через нос) невозможно ощутить покой. Без правильного дыхания невозможно стать мастером. Что же такое дыхание?

Дыхание - физиологическое обоснование

Дыхание - совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм человека кислорода и выделение из него углекислого газа. Процесс газообмена принято делить на наружное и внутреннее дыхание. Наружное или внешнее дыхание осуществляется в легких. Этот акт включает в себя поступление воздуха в легкие, переход кислорода из вдыхаемого воздуха в кровь и выделение углекислого газа из крови, а затем из легких. Внутреннее дыхание это газообмен между кровью и тканями.

Регуляция дыхания осуществляется нервной системой. Центр регуляции дыхания (дыхательный центр) расположен в продолговатом мозге. Он связан с участками коры головного мозга и подкорковыми узлами, оказывающими влияние на возбудимость дыхательного центра, а также со спинным мозгом, регулирующим функцию диафрагмы и дыхательных мышц грудной клетки. Автоматизм дыхательной деятельности обеспечивается двумя видами возбуждения:
1. Повышение содержания углекислоты в крови. (При высоких цифрах содержания углекислоты вентиляция легких увеличивается).
2. Нервно-рефлекторный. Дыхательные движения являются раздражителями механорецепторов, расположенных в легких и плевре.

Механизм дыхания обеспечивается ритмической работой дыхательных мышц (диафрагмальных и межреберных). При сокращении этих мышц объем грудной клетки увеличивается и происходит натяжение находящихся в ней легких, возникает разность между атмосферным и внутрилегочным давлением и воздух поступает в легкие (вдох). Выдох может быть пассивным - за счет спадения растянутой во время вдоха грудной клетки, а вслед за ним и легких. Активный выдох обеспечивается сокращением некоторых групп мышц. Количество воздуха, поступающее в легкие за один вдох называется дыхательным объемом. При дыхании дыхательная мускулатура преодолевает эластическое сопротивление, связанное с упругостью грудной клетки, тягой легких и поверхностным натяжением альвеол. Последнее, однако, снижается под влиянием поверхностно-активного вещества, вырабатываемого клетками альвеолярного эпителия, поэтому альвеолы при выдохе не спадаются, а при вдохе легко расширяются. Чем выше эластическое сопротивление, тем труднее растягиваются грудная клетка и легкие. При глубоком дыхании работа дыхательной мускулатуры, затрачиваемая на его преодоление, резко возрастает. Не эластическое сопротивление дыхания обусловлено, главным образом, трением воздуха при его прохождении по носовым ходам, гортани, трахее и бронхам. Оно зависит от скорости потока воздуха во время дыхания и от его характера. При спокойном дыхании поток близок к ламинарному (линейному) в прямых участках воздухоносных путей и к турбулентному (вихревому) в местах разветвления или сужения. С увеличением скорости потока (при форсированном дыхании) турбулентность возрастает и для продвижения воздуха требуется более высокая разность давлений, а следовательно, и увеличение работы дыхательных мышц. Неравномерное распределение сопротивления движению воздуха по дыхательным путям приводит к тому, что поступление воздуха в разные группы легочных альвеол происходит неравномерно. Такая разница в вентиляции особенно значительна при неравномерном дыхании. Количество воздуха, вентилирующее легкое в 1 минуту называется минутным объемом дыхания (МОД). МОД равен произведению дыхательного объема на частоту дыхания (число дыхательных движений за 1 мин., равное у человека примерно 15-18) и составляет у взрослого человека в покое 5-8 л/мин. Только часть МОД (около 70%) участвует в газообмене между вдыхаемым и альвеолярным воздухом, эту часть называют объемом альвеолярной вентиляции. Остальная часть МОД используется для "промывания" мертвого или вредного пространства дыхательных путей, в котором к началу выдоха сохраняется наружный воздух, заполняющий его в конце предшествующего вдоха (объем мертвого пространства около 160 мл.). Вентиляция альвеол обеспечивает постоянство состава альвеолярного воздуха. Парциальное давление О2 (РО2) и СО2 (РСО2) в альвеолярном воздухе колеблется в очень узких пределах и составляет для О2 около 13 кн/м2 (100 мм рт ст) и для СО" около 5,4 кн/м2 (40 мм рт ст). Обмен газов между альвеолярным воздухом и венозной кровью, поступающей в капилляры легких, осуществляется через альвеолярно-капиллярную мембрану, общая поверхность которой составляет у человека около 90 м2. Диффузия О2 в кровь обеспечивается разностью парциальных давлений О2 в альвеолярном воздухе и венозной крови (8-9 кн/м2 или 60-70 мм рт ст) СО2 приносимый кровью из тканей в связанной форме освобождается в капиллярах легких при участии фермента карбоангидразы и диффундирует из крови в альвеолы. Разность РО2 между венозной кровью и альвеолярным воздухом составляет около 7 мм рт ст. Способность альвеолярной стенки пропускать О2 и СО2 очень велика. В покое она составляет в 1 мин. Примерно 30 мл О2 на 1 мм разности РО2 между альвеолярным воздухом и кровью, для СО2 эта величина намного больше. Поэтому парциальное давление газов в оттекающей из легких артериальной крови успевает приблизиться к их давлению в альвеолярном воздухе. Переход О2 в ткани и удаление из них СО2 также происходит путем диффузии. Учитывая эти процессы, происходит нейрогуморальная регуляция дыхания. Повышение содержания углекислоты в крови вызывает возбуждение дыхательного центра и усиливает дыхание. Сильное обеднение углекислотой может вызвать даже остановку дыхательных движений, что происходит при гипервентиляции легких (глубоких и частых дыхательных движениях). Как и углекислота, усиление или замедление дыхания вызывает изменение рН крови (наблюдается при уремии, сахарном диабете, пороках сердца и др.). Нервно-рефлекторный вид регуляции дыхательного центра основывается на раздражении нервных окончаний - механорецепторов, расположенных в легких и плевре. Раздражение от механорецепторов к дыхательному центру передается по блуждающему нерву. Раздражение легочных ветвей блуждающего нерва влечет за собой торможение вдоха. Рефлекторное учащение дыхания происходит от раздражения хемо- и барорецепторов сосудистых рефлекторных зон дуги аорты и каротидного синуса. Например повышение давления в зоне каротидного синуса уменьшает легочную вентиляцию, а понижение давления дает обратный эффект. Возбуждение и торможение дыхательного центра, а следовательно и учащение и замедление дыхания и даже его остановку могут вызвать раздражения, поступающие из различных зон организма. Такие зоны есть в слизистой оболочке носа, гортани, внутренних органах - печени, почках, селезенке, матке, яичниках, желудочно-кишечном тракте. Поражение этих органов может сопровождаться нарушением ритма и глубины дыхания. Раздражителями дыхательного центра являются также высокая температура и боль. Таким образом, при нормальной, функционированной работе организма дыхательный центр сохраняет активность и автоматизм, способный обеспечивать дыхательные движения постоянно.


Дыхание - основной "секрет" жизни

Важную роль при дыхании, как уже упоминалось выше, играют дыхательные и скелетные мышцы, увеличивающие и уменьшающие объем грудной клетки в процессе дыхания. Основная работа дыхательных мышц приходится на процесс вдоха, так как вдох происходит пассивно, вследствие тяжести стенок грудной клетки., эластичности легких и действия межреберных мышц. При форсированном дыхании (во время поединка, ката, соревнования) в процессе вдоха участвуют внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса.. основной мышцей, осуществляющей вдох, является диафрагма, вовлекаются также некоторые мышцы спины и плечевого пояса. Усиленному вдоху способствуют мышцы шеи и поверхностные мышцы груди.

Большую роль в процессе дыхания играет "мышечный панцирь" бойца, который может быть расслаблен и закреплен. При расслабленном мышечном панцире, когда сняты все мышечные зажимы (это зависит от эмоции бойца) освобождается положительная энергия, сопутствующая правильному дыханию и ведению боя, четче контролируя ситуацию. Правильное дыхание позволяет подготовить организм к предстоящей тренировке (работе) или отдыху, позволяя восстанавливать размеренность мышления, снять неприятное напряжение, волнение или раздражение, преодолеть состояние разбитости или апатического безразличия. Основной "секрет жизни человека это правильное дыхание. Известны различные системы дыхательных упражнений. Китайская дыхательная система система Цигун во многом аналогична упражнениям из индийской йоги. Также, как и в йоге, дыхательные упражнения Цигун направлены на овладение контролем дыхания, чтобы затем координировать его с различными движениями и использовать в психорегуляторных целях. Поэтому освоение общих дыхательных упражнений - залог физического и психического здоровья, необходимых как в специальных видах деятельности (боевые искусства), та и в повседневной жизни. То же самое можно сказать и о специальных дыхательных упражнениях, практикуемых в Японии. Они имеют те же истоки (индийские, китайские) и больше нацелены на боевые искусства. Они могут особенно заинтересовать сппортсменов-профессионалов, но имеют менее широкий спектр применения за пределами боевых искусств. К приемам дыхания также относится вклад даосизма и особенно дзена. Этот вклад делается не только в историко-познавательных целях, но так же и в практических - чтобы лучше понять функциональное значение дыхательных упражнений, а также уяснить общие принципы дыхания и боевых искусств.

Все начинается с дыхания. Общеизвестно, что не дышать человек не может, но как дышать правильно? Над этим вопросом люди задумывались издавна. Первые сведения и советы пао вопросу о правильном дыхании датируются YI веком до нашей эры. Старейшие изречение о методе правильного дыхания высечены на камне: "При дыхании нужно поступать следующим образом: задержать дыхание, оно накапливается, если накопилось, распространяется дальше, если распространяется дальше, то спускается вниз, становится спокойным, если станет спокойным укрепляется. Если выпустить, то оно растет, когда выросло, нужно снова сжать. Если его сжать оно достигнет макушки головы. Там оно давит на голову, давит вниз. Тот, кто следует этому методу, живет, а кто действует наоборот, умрет"

По представлениям древних врачей и философов, дыхание позволяет человеку поддерживать на должном уровне жизненную энергию (ЦИ), которая является основой всего живого. Эта энергия поддерживает полное равновесие между двумя полярными космическими силами ЯН (мужской, светлый, активный. Солнце, день, лето) и ИНЬ (женский, темный, пассивный. Луна, ночь, зима). Постоянное противоборство и взаимодействие двух этих начал создают неповторимую гармонию жизни.

В древних трактатах указывалось, что дыхание помогает создать предпосылки для устойчивого настроения, "дыхание должно быть непрерывным, ненапряженным, спокойным, тогда дыхание станет тише и тоньше, а настроение ровным и спокойным". Эта мысль находит продолжение в другом известном древнем трактате: "Настроение делает разум сильным, а мозг разумным".

В боевых искусствах, как и в повседневной жизни есть четыре типа дыхания: верхнее (плечами), грудью, животом и объединенное дыхание (живот, грудь). Далеко не все типы дыхания нашли практическое применение. Считается, что дыхание верхнее (плечами) признак нездоровья. Частое повторяющееся глубокое дыхание грудью оказывает влияние худшее, чем одышка. Боевым искусствам присуще нижнее дыхание. Помимо специального предназначения для боевых искусств, оно улучшает мышечный тонус, общий баланс тела, пищеварение, снимает нервное напряжение, открывает доступ к другим методам традиционной психологической подготовки. Важно в частности, то, что дыхание животом как бы объединяет верхнюю и нижнюю часть тела, а в единстве самого тела видится предпосылки единства тела и духа бойца.

Первый шаг к контролю дыхания - освоение его основы - выдоха. Из исходного положения - ноги на ширине плеч - надо спокойно выдыхать через нос, отводя плечи назад (не поднимая их), пока легкие естественно не наполнятся. Затем воздух спокойно вытесняется через нос (образ шара). При этом мышцы диафрагмы ''спрессовываются'' за счет опускания груди и поднимается таз (не сутулиться). В конце с помощью подбивающего движения тазом вверх и сжатие ягодичных мышц (не прекращая выдоха ) выталкивается остаток воздуха.

Второй шаг - образное переключение. На вдохе (спокойно, через нос ) можно представить, что весь воздух вселенной сконцентрировался только в нижней части живота, наполняя все существо силой природы. Выдох аналогичный, но через рот, с напряжением всех мышц тела (что необходимо при ударах в боевых искусствах - кимэ), особенно диафрагмы. В обоих случаях вдох и выдох длится около 30 секунд каждый.
Такое дыхание укрепляет живот, позволяет принимать мощные удары, упорядочивает процесс дыхания и способствует духовной уравновешенности. Но снимает отдышку, эмоциональные стрессы, чувство страха и помогает более эффективно вести поединок.

Третий шаг - освоение специальной силовой дыхательной системой дыхания. В Японской терминологии - ''Ибуки'' (вариант жесткого цигуна). Ибуки имеет две фазы; вдох (отрицательная ''ночная'' фаза), который выполняется через нос и быстро (0,5-1сек.) и выдох (положительная ''дневная'' фаза), который выполняется через рот и медленно (около 5сек.) с большим напряжением всего тела. Скульптуры стражей в буддийских храмах имеют закрытый и открытый рот, что персонифицирует пассивное и активное начало (вдох и выдох). Выдох в ибуке мощный (аналогичен выкрику, но не переходит в крик- выкрик при выполнении хата на 10-ый удар (примерно) или выкрик в бою для гипервентиляции легких и устранение противника), нечто среднее между сильным шипением и хрипом. Вначале его можно выполнять тихо, постепенно усиливая мощь. Можно представить в идеале рев ракетного сопла (голосовые связки в этом звуке не участвуют). В плане психотехники представляют интерес такие методы овладения ибуки, которыми пользовались старые окинавские мастера. Они выходили на берег моря и делали могучий выдох против ветра (преодолевая его сопротивление), одновременно стараясь заглушить шум прибоя. Ибуки легче всего выполняются стоя, ноги на ширине плеч. На быстрый вдох свободные руки оттягиваются к подмышечным впадинам, ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. В дальнейшем силовое дыхание нужно сочетать с различными движениями и положениями тела. Все это потом перенести на выполнение хата и боевой поединок. Вот к чему в конечном итоге должен стремиться каждый кто занимается боевыми искусствами. В этом заключается успех и ведет бойца к мастерству.

Четвертый шаг- освоение дыхания - ногарэ. Ногарэ отличается от ибуки бесшумным выдохом (тоже через рот) в сочетании с полным расслаблением тела (ногарэ 1). Выполнение ногарэ несколько раз подряд позволяет быстро ''Накачать'' организм кислородом и восстановить психическое равновесие. Заслуживает внимание также стабилизирующий вариант дыхания (ногарэ 2). Смысл которого состоит, в частности, в контролируемом замедлении пульса после физической или психологической нагрузке. Дыхание начинается так же, но после быстрого вдоха дыхание задерживается (4-5сек.), во время чего руки с напряжением выпрямляются ладонями вперед, а затем на бесшумном выдохе следует фаза общего расслабления- руки как бы '' беспомощно'' разводятся в стороны и опускаются к бедрам.

После освоения отдельных упражнений их можно выполнять в различных комбинациях - вначале в чисто учебных целях, затем, сообразуясь с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Например, если необходимо от состояния покоя постепенно перейти в состояние готовности ( к действию любого рода ), можно сделать 3-5 дыханий ногарэ 1, а затем выполнить 2-3 дыхания ибуки. Для мгновенной мобилизации к действию или при необходимости быстрого снятия психоэмоционального напряжения можно сразу и решительно (с максимальной отдачей ) сделать 3-5 дыханий ибуки. Такой же прием, направленный на волевое включение резервных возможностей организма, можно использовать для '' самореанимации'' после сбоя дыхания (например, после сильного удара в солнечное сплетение, неудачного нападения и др.) либо для выхода из полуобморочного состояния. Если же нужно быстро восстановить силы после изнурительной тренировки, то лучше выполнять следующий цикл 3-5 дыханий ногарэ 1-для ''прокачки'' и проветривания легких, установление нормального дыхательного ритма, противодействующего отдышке; 3-5 дыханий ногарэ 2-для стабилизации дыхания и замедления пульса (на задержке перед выдохом ), 3-5 возбуждающих и мобилизирующих дыханий ибуки. В арсенале дальневосточных боевых искусств существует множество общих и специальных физических, гимнастических упражнений. В основании физической подготовке самых разных видов единоборств, лежат разогревающие и растягивающие упражнения. Целью воспитания бойцов было достижение единства тела, техники и духа, создание у мастеров своеобразного психофизиологического ансамбля. Именно гармонический ансамбль, а не сумма отдельных качеств (силы, выносливости, скорости, реакции и т. д.) был главной заботой старых учителей. Хотя на разных этапах подготовки внимание могло сосредотачиваться на разных сторонах обучения, главная его цель никогда не упускалась из виду. Вот почему на начальном этапе обучения, когда важно прежде всего было сформировать тело (без чего не мыслилось достижение и единства тела и духа ), этот процесс непременно включал и освоение базовой техники, и овладение важнейшими методами психорегуляции. В основе последних, как ранее отмечалось, лежали специфические установки сознания и культуры дыхания. Культура дыхания- это выбор организмом определенного дыхательного ритма, при выполнении упражнений (ведении боя), способа координации дыхания и движения а также общий темп и ритмическая функциональная организация комплексов упражнений. Это должно помочь избежать чисто внешнего, формального, по существу бессмысленного выполнения тех или иных движений. Ведь занятия боевыми искусствами как в полнм их объеме, так и одной лишь лечебно-оздоровительной гимнастикой, сложившейся на их основе - постоянный непрекращающийся поиск "природной естественности", процесс познания человеком самого себя в действии.


Комплекс дыхательных упражнений

Мною предлагается комплекс разогревающих и растягивающих динамических упражнений состоящих из наиболее простых и доступных вариантов. Однако они имеют ключевое значение для освоения более сложных разновидностей и комплексов. Суть действия комплекса состоит в постепенном равномерном разогревании основных мышечных групп, суставов, растягивании связок. Его можно делать даже без предварительной беговой или прыжковой разминки, варьируя число повторений упражнений (и соответственно объем нагрузки ) в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач. После освоения всех упражнений комплекса их нужно выполнять одно за другим, с минимальными нагрузками, как бы '' на одном дыхании'' то есть не как набор отдельных элементов, а как ритмически организованное единое целое, как своеобразную '' хореографическую'' композицию, которая имеет свой '' сценарий'' свою логику, определенные функциональные звенья (то есть то, что японцы называют ''Ката''. Необходимые пояснения будут сделаны после описания всех упражнений комплекса. Количество повторений, указанное в описании, минимально требуемое для достижения ощутимого эффекта.

  1. И.П.- стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, плечи и грудь чуть опущены, чтобы верхняя часть тела через мягко собранную диафрагму составляла единое целое с нижней частью. Это общий принцип '' объединения'' тела в разных боевых искусствах, которые предусматривает преобладающее дыхание животом.
    Упражнение имеет две фазы. В первой - два быстрых скрестных движения перед грудью чуть согнутыми ненапряженными руками (ножницы) вначале правая рука скрещивается сверху, затем снизу. При этом важно расслабить мышцы, особенно Грудные. Движения в первой фазе выполняются на вдох. Дыхание течет как "ручеек" - неглубокое, естественное, спокойное. Вторая фаза - активное расслабление освобожденных мышц при разведении рук в стороны (сближая лопатки) выполняется на выдох. Здесь важно сократить нижнее дыхание, объединяющее верхнюю и нижнюю части тела, не допуская подъема грудной клетки и переходя на среднее дыхание. Выполнить 8-10 раз.
  2. И.П. то же. В первой фазе на вдох - разведение согнутых рук перед грудью, сближая лопатки. Во второй фазе на выдох - более активное разведение прямых рук в стороны с поворотом влево, а при повторении упражнения направо. Выполнить 6-8 раз
  3. И.П. то же. Поочередные двойные пружинящие наклоны корпуса вбок (вначале влево, затем вправо) Первый наклон мягкий, второй более энергичный. При наклоне одна рука согнута над головой, чтобы лучше растянуть широкие мышцы спины. Пружинистые наклоны в одну сторону выполняются на один вдох. Вдох естественный (рефлекторный) неглубокий - в промежуточной фазе, когда тело выпрямилось. Выполнить 6-8 раз.
  4. И.П. то же на один вдох три пружинистых наклона вниз, стараясь руками коснуться опоры. На последний вдох выпрямление корпуса с пружинистым прогибом назад к пояснице. Выполнить 6-8 раз.
  5. И.П. то же - ноги на двойной ширине плеч. Вначале сделать три двойных пружинистых наклона: к левой ноге (стараясь лечь грудью на бедро) вперед, затем так же к правой ноге. Завершение - двойной пружинистый прогиб назад к пояснице. Каждое двойное движение (и наклон, и прогиб назад) выполнять на один выдох. Вдох в промежуточных фазах естественный (рефлекторный) и неглубокий. После выполнения упражнения оно повторяется в другую сторону, начиная с наклона к правой ноге.
  6. И.П. как в упражнении 5. Сделать пружинистые двойные приседания к каждой ноге в трех положениях: 1. опустив таз к пятке правой ноги - левая прямая нога опирается на пятку, 2. приподняв таз и толкая его вперед, скручивая бедра - левая прямая нога опирается на всю ступню, 3. скручивая бедра еще дальше и толкая таз вниз - пятка левой ноги отрывается от опоры, колено чуть согнуто и опущено вниз. Далее, не поднимая таза, перенести вес тела на левую ногу и повторить весь цикл приседаний. Каждое двойное пружинистое приседание выполняется на один выдох, вдох в промежуточных фазах. Выполнить 6-8 раз.
  7. И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Вращение бедрами по 5 раз в одну, затем в другую сторону. Это особо важно после растягивания ног и нагрузки на тазобедренный сустав. Дыхание здесь может быть произвольным и текучим с плавным переходом от выдоха к вдоху. Но оно может быть и ритмизированным. В таком случае цикл вращений в одну сторону выполняется на один выдох, а неглубокий вдох делается поочередно меняя направление. Делается 4 раза, поочередно меняя направление.
  8. Это вариант упражнения 5. В исходном положении ноги раздвинуты еще и вместо двойных пружинистых наклонов делается по одному наклону. Ритм дыхания как в двойных упражнениях 4, то есть все три наклона (к ноге, вперед и к другой ноге) выполняется на один выдох, а прогиб назад на вдох. Упражнение выполнить 8 раз, постепенно раздвигая ноги все шире и шире.
  9. Это вариант упражнения 6. В исходном положении ноги раздвинуты еще шире и вместо двойных приседаний к каждой ноге делается по одному приседанию в трех положениях. Все они делаются на один выдох. Вдох - в момент перехода на другую ногу.
  10. И.П. ноги раздвинуты максимально широко. Отсюда, придерживаясь руками за опору и скручивая таз и корпус к левой прямой ноге, сделать два пружинистых опускания, стараясь постепенно приблизиться к боковому "шпагату". При этом, естественно, заднюю ногу не сразу удастся выпрямить. Затем скручивать таз и корпус к правой прямой ноге и повторить то же самое. Пружинистые опускания выполняются на один выдох. Вдох - в промежуточной фазе при смене направления в скручивание таза и корпуса. Упражнение выполнить 8 раз, постепенно раздвигая ноги все шире и шире, осторожно садясь в боковой шпагат.
  11. И.П. Ноги раздвинуты максимально широко, после предыдущего упражнения (то есть в идеале близко к "прямому шпагату"). Из этого положения надо опустить ладони на опору и на выдох сделать 5 пружинистых наклонов, стараясь коснуться пола локтями.
  12. И.П. Ноги раздвинуты максимально широко, после предыдущего упражнения. Из этого положения сделать 5 пружинистых качаний тазом вперед, стараясь немного прогнуться в пояснице. После вдоха сделать еще 5 качаний тазом. Затем, оперевшись руками на опору, медленно сдвинуть (собрать) ноги и встать.
  13. И.П. - как в упражнении 7. Отсюда делать прямые пружинистые качания тазом вперед. Сначала сменяя опору на правую ногу и отрывая пятку левой ноги от опоры, затем на левую ногу, аналогично. Каждое новое качание тазом делается на 1 выдох, вдох в промежуточной фазе. Упражнение выполнить 8 раз.
  14. Повторить упражнение 7 с произвольным ритмизованным дыханием.
  15. И.П. - стоя, ноги вместе, в полуприседе, руки на коленях. Вращение коленями по 5 раз в одну и другую сторону. Дыхание произвольное или ритмизованное. Выполнить 4 раза, поочередно меняя направление.
  16. И.П. стоя, ноги вместе, на один выдох делается три движения: 1.приседения с наложением ладоней на колени. ". Выпрямление ног, не полнимая туловища с давлением ладонями на колени. 3. глубокий наклон туловища, стараясь не сгибая ног согнуться пополам. После промежуточного вдоха в положении естественного наклоне повторяется весь цикл. Выполнить 6-8 раз.
  17. И.П. стоя - ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед, кулаки немного сжаты. Вращение кистями по 5 раз в одну и другую сторону. Дыхание произвольное или ритмизованное. Выполнить 4-6 раз поочередно меняя направление.
  18. И.П. То же. Аналогичные вращения предплечьями.
  19. И.П. то же. Аналогичные (маховые) вращения руками.
  20. Аналогичное упражнение 18, но головой выполняется поворот вправо, влево.
  21. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены или на бедрах. Умеренно энергичные наклоны вперед - назад. На один выдох 5 движений туда и обратно. После промежуточного вдоха снова 5 движений. Возможно, также текучее произвольное дыхание.
  22. И.П. то же, но плечи чуть приподняты. Вращение головой по 5 раз в одну и другую сторону, дыхание произвольное или ритмизованное.
  23. И.П. стоя. Ноги на ширине на ширине плеч. Легкие подпрыгивания с минимальным отрывом ступни от опоры по 2 подпрыгивания на каждой ноге поочередно. На первое подпрыгивание на левой ноге правая нога освобождается, сгибается в колене с отводом голени назад, на второе подпрыгивание она легко встряхивается (полностью расслабляется) вперед. Затем выполняется подпрыгивание на правой ноге со встряхивание левой. 4 подпрыгивания (два на левой и два на правой) выполняется один выдох, вдох короткий промежуточный. Таких парные встряхиваний нужно сделать минимум 4 (то есть на 4 выдоха).
  24. И.П. то же. Имеет две фазы. На вдох прямые руки поднимаются через стороны вверх. На один выдох поочередно расслабляются и как бы "падают", свободно свисая вниз, кисти (руки вверху), затем предплечья (локти вверху), затем от плеч вместе с корпусом (положение свободно висящего в наклоне тела). Это комплекс динамически разогревающих и стягивающих упражнений имеет свою структуру. Упражнение 1-3 - это начальные фазы разогрева, с 4 по 6 предварительная фаза растягивания, с 8 по 12 - основная фаза растягивания, с 13 по 16 -вторая передышка в растягивании, с 17 по 22 - завершающая фаза общего разогрева, с 23-24 - общий сброс напряжения, расслабление основных мышечных групп.

Выполнение всего комплекса в правильном темпе как одного целого (на одном дыхании) с сохранением ритмической координации движений с дыханием при сохранении рекомендуемого числа повторений отдельных упражнений займет около 10-15 минут. Если с непривычки после выполнения комплекса в динамическом режиме нужно восстановит дыхание, то это можно сделать с помощью ранее описанных дыхательных упражнений. Этот комплекс упражнений можно выполнять в качестве утренней зарядки для настроя организма на активную деятельность (тренировку). Это короткий активный отдых, позволяющий восстановить общеэнергетическое и психологическое равновесие, оказать на организм умеренное энергетическое воздействие. Комплекс можно выполнять в восстановительных целях после тренировки, после рабочего дня.
По мере освоения отдельных упражнений и всего комплекса, когда появится возможность отдаться естественному ритму движений и дыхания, сознание будет становиться все более не привязанным к совершаемым действиям. Это уже будет показателей растущего уровня подготовки, одним из шагов к тому, что старые мастера боевых искусств называли единством тела и духа. Подобный подход к традиции боевых искусств распространяется на все виды активной деятельности человека, включая его физические и психологические качества. Это необходимое условие как для занятий боевыми искусствами, так и для занятий другими видами спорта. Задача формирования атлетически развитого тела встает на самом начальном этапе обучения. Правда, представления об атлетизме восточных мастеров, так же как внешние его признаки, заметно отличаются от западных представлений. В частности, вместо распространенного на западе трапециевидного тела, расширяющегося к плечам, для восточных бойцов более характерны цилиндрические очертания корпуса. Это связано с той огромной ролью, которую играет в боевых искусствах нижнее дыхание животом. Он как бы связывает верхнюю и нижнюю часть тела в единое целое. Развитый живот вообще рассматривается на Востоке как сосредоточение жизненной энергии и духовной сущности человека. Он олицетворяет единство тела и духа, достижение которого является целью боевых искусств. Нетрадиционная одежда рассчитана на то, чтобы живот не был стеснен. Так восточные мастера всегда повязывают пояс ниже пупка, чтобы иметь возможность выполнять правильное дыхание и координировать его с движениями.


Заключение

Предложенный в данной методической работе комплекс упражнений, помогающих развивать правильное дыхание (культуру дыхания) является начальной формой обучения, которая в конечном итоге приведет к правильному верхнему и нижнему дыханию. Система комплекса упражнений, основанная на йоге и Цигун приведет к дыханию смешанному, и наконец медитация и комплекс идеомоторной тренировки приведет к дыханию Ногаре II и Нагор II, то есть к гармонии всего окружающего и правильной адаптации к раздражителям, которые всегда окружают человека. Правильное дыхание при этом даст человеку гармонию жизни.

 

Сэйтайдо - методы регуляции тела

«Методы регуляции тела» – это различные комплексы лечебно-оздоровительных и восстанавливающих упражнений выполняемых в одиночку или в паре. Цель таких комплексов – обучение адепта восстановлению своего энергоинформационного баланса и помощи в этом своему партнеру, овладение различными способами реанимирования после травмы, освоение упражнений, растягивающих сухожилия и корректирующих положение позвоночного столба.

Сэйтайдо в Центре «Бушин-Кай Интернэшнл» состоит из пяти основных разделов и нескольких дополнительных, являющихся их составными частями. Также, в раздел сэйтайдо входят теоретические и практические знания о диетологии – науке о правильном и рациональном питании и о внешней и внутренней гигиене (включая специальные очистительные упражнения).

Сэйтайдо включает в себя следующие разделы:

  1. Катсу – методы реанимации.
  2. Дзюнэцу и Аннэцу – мягкая и жесткая форма массажа.
  3. Сэйкоцу хо – корректировка положения костей.
  4. Шиацу – массаж биологически активных точек по энергетическим меридианам.
  5. Сэйтай ундо – оздоровительные упражнения и методы регуляции тела, включающие: Дзюнан ундо – упражнения для развития гибкости, Гонан ундо – упражнения для развития силы и Йогу.

 

Ки-Дзюцу – искусство управления энергией

Методы управления энергией, используемые в открытой тренировочной программе Центра «Бушин-Кай Интернэшнл» представляют собой детально систематизированные комплексы практик заимствованных из классических форм и современных научных разработок в области психофизиологии. Занятия Ки-Дзюцу развивают умение собирать, концентрировать и управлять энергией для укрепления тела и развития некоторых сверхнормальных способностей.

В Центре практикуются пять основных разделов работы с энергией, различной направленности. Каждый раздел состоит из практик, направленных на развитие одного или сразу нескольких аспектов работы с энергией. Также, в раздел ки-дзюцу входят некоторые методы, не имеющие прямой реализации в овладении энергией, но являющиеся важными способами очищения тела и сознания и овладения внутренней силой. Эти методы напрямую пересекаются с практиками центра медитации и играют важную роль в достижении волевого контроля.
Ки-Дзюцу :

  1. Мокусо – традиционные техники медитации для достижения внутреннего покоя.
  2. Кисоку-хо – дыхательные практики для прочищения энергетических меридианов и управления внутренней энергией.
  3. Тандэн-хо – практика собирания и концентрации энергии в энергетических центрах.
  4. Эккин ке – упражнения для прочищения сухожильных меридианов и укрепления.
  5. Хэйхо но кико – боевые энергетические упражнения для укрепления внутренних органов и внешних покровов тела.

 

Хостинг от uCoz